Как включить «тройную защиту» от COVID-19 ?
Витамины — это незаменимые факторы питания органического происхождения, регулирующие биохимические и физиологические процессы в организме путем активизации ферментативных реакций и проявляющие биологическую активность в малых количествах. Многочисленными исследованиями доказано, что витамины абсолютно необходимы для нормальной жизнедеятельности человека, поскольку они являются биологическими катализаторами, влияющими на обмен веществ и обеспечивающими защиту от неблагоприятных факторов окружающей среды.
При недостаточном обеспечении организма витаминами организм начинает расходовать имеющиеся резервы. При их истощении возникают биохимические и функциональные нарушения. В зависимости от глубины и тяжести выделяют три формы витаминной недостаточности — авитаминоз, гиповитаминоз и субнормальная обеспеченность витаминами. Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности в настоящее время является субнормальная обеспеченность витаминами, которую отмечают среди практически здоровых пациентов различного возраста. Ее основными причинами служат нерациональное вскармливание детей первого года жизни и нарушения в питании беременных и кормящих грудью, широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе их производства (хлеб тонкого помола, сахар и др.); потери витаминов при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов; гиподинамия, сопряженная со значительным уменьшением потребности детей в энергии, соответствующим сокращением общего количества пищи и, одновременно, количества поступающих с ней витаминов.
Микроэлементами называют химические элементы, присутствующие в организме человека в очень малых следовых количествах (англ. trace elements). Это в первую очередь эссенциальные (жизненно необходимые, от англ. essential) — Fe, I, Cu, Zn, Co, Cr, Mo, Se, Mn, и условно эссенциальные — As, B, Br, F, Li, Ni, Si, V. Микроэлементы находятся в нашем организме в очень малом количестве — это десятитысячные доли процента, но при этом они оказывают огромнейшее влияние на здоровье человека. Макро- и микроэлементы влияют на обмен веществ, регулируют более 50 тыс. биохимических процессов в нашем организме.
Минеральные вещества селен, цинк, йод, марганец, хром участвуют в построении человеческого тела: они обеспечивают структуру костей и являются регуляторами многих физиологических процессов. Без них невозможна нормальная работа нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем. Они влияют на защитные реакции организма, его иммунитет. Без их участия не могут происходить процессы кроветворения и свертывания крови. Они входят в состав ферментов и витаминов, активизируя их действие. Исследованиями установлено, что у 80% населения отмечают более или менее выраженный дисбаланс (отклонение от нормы) микроэлементов. Неадекватное поступление микроэлементов в организм человека приводит (в зависимости от степени их дефицита или избытка) или к физиологическим изменениям в пределах обычной регуляции, или к значительным нарушениям метаболизма, или к возникновению специфических заболеваний.
Особого внимания заслуживает проблема связи иммунного и витаминно-минерального статуса. Известно, что витамины, многие из которых являются коферментами или их фрагментами, могут влиять на функции различных систем организма, включая иммунную. Реальным иммуномодулирующим эффектом обладают жирорастворимые витамины А и D, а также некоторые водорастворимые: аскорбиновая кислота, витамины B1, В12. Потенциальное иммуностимулирующее действие, проявляющееся в меньшей степени, принято приписывать токоферолу, менадиону (жирорастворимым), а также рибофлавину и пантотеновой кислоте (водорастворимым).
Нарушения иммунного статуса при дефиците витамина А приводят к резкому снижению устойчивости к инфекциям. Прием ретинола ускоряет, усиливает и удлиняет процесс антителообразования. Кроме того, витамин А стимулирует клеточные иммунологические реакции. Витамин D непосредственно участвует в реакциях иммунного ответа. Поэтому дети с рахитом в большей степени подвержены инфекционным заболеваниям. Предполагается, что иммунотропное действие токоферола опосредовано гормонами надпочечников. Дефицит аскорбиновой кислоты приводит к отчетливому нарушению со стороны Т-клеточного иммунитета (гуморальный иммунитет более устойчив к данному виду витаминной недостаточности). Поэтому в любом возрасте необходимо регулярно употреблять витамин С.
Отдельные витамины группы В являются косвенными участниками иммунологических реакций. Витамин B12 оказывает иммунотропное действие: повышая неспецифическую сопротивляемость бактериальным инфекциям, он усиливает бактерицидную активность сыворотки крови, увеличивая продукцию нормальных и иммунных антител, а также фагоцитарную активность лейкоцитов. Рибофлавин (В2) требуется для генерации и аккумуляции энергии, необходимой для иммунологических реакций. Пантотеновая кислота обеспечивает сохранность кожи и слизистых оболочек, что немаловажно для системы местного иммунитета.
Доказано, что после приема мультивитаминных и минеральных добавок улучшаются показатели клеточного иммунитета, а также снижается частота возникновения и степень тяжести инфекционных заболеваний. Более того, клинические исследования отдельных витаминов и микроэлементов, в частности витамина В6, селена и цинка, выявили их общеукрепляющие свойства. Однако для более эффективного повышения активности собственных механизмов противоинфекционной защиты и профилактики простудных заболеваний, кроме баланса витаминов и минералов, необходимо также учитывать состояние микрофлоры кишечника.
Микрофлора человека очень разнообразна. Она составляет от 500 до 5000 видов бактерий, не считая персистирующие вирусы, простейшие и грибы. Также вклад в разнообразие микрофлоры вносят экологические факторы (включая питание) и генетические особенности макроорганизма. Основная масса нормальных кишечных бактерий фиксирована к специфическим рецепторам энтероцитов слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, образуя микроколонии (мукозная, пристеночная микрофлора), и лишь незначительная ее часть находится в свободном состоянии в просвете кишки (внутрипросветная микрофлора). Пристеночная микрофлора представляет наибольший интерес с позиции рациональной фармакотерапии, так как именно в нем возникает симбиоз — полезное или вредное для человека взаимодействие с бактериями.
Кишечная микрофлора подразделяется на облигатную (синонимы: главная, резидентная, индигенная, аутохтонная), факультативную (сапрофитная и условно-патогенная) и транзиторную (случайная). В состав облигатной микрофлоры входят анаэробы: бифидобактерии, пропионобактерии, пептострептококки и аэробы (лактобактерии, энтерококки и эшерихии). Факультативная микрофлора представлена сапрофитами (бактериоиды, пептококки, стафилококки, стрептококки, бациллы, дрожжевые грибы) и аэробными и анаэробными бациллами. К условно-патогенным энтеробактериям относятся представители семейства кишечных бактерий: клебсиеллы, протеи, цитробактеры, энтеробактеры и др.
Кишечная микрофлора играет принципиально важную роль в поддержании гомеостаза, то есть нормального функционирования организма человека, поэтому ее выделяют как самостоятельный орган. Микрофлора кишечника человека выполняет несколько основных функций (табл. 1).
Таблица 1 | Положительные функции нормальной микрофлоры кишечника |
| Функция | Механизм реализации |
|---|---|
| Защитная (колонизационная резистентность) | • Предохранение пищеварительного тракта от колонизации патогенными и условно-патогенными микроорганизмами за счет бактериального антагонизма, который регулирует рост и размножение связанных со слизистой оболочкой желудочно-кишечного тракта микроорганизмов; • ключевое участие в обеспечении противовирусной защиты |
| Пищеварительная | • Реализуется как за счет регуляции функций кишечника, так и за счет непосредственной утилизации питательных субстратов; • облигатная микрофлора толстой кишки в норме обеспечивает конечный гидролиз белков, омыление жиров, сбраживание высокомолекулярных углеводов, которые не абсорбировались в тонкой кишке; • протеолитические микроорганизмы (бактероиды, нормальная кишечная палочка) ферментируют протеин; • некоторые поступающие с пищей вещества могут метаболизироваться только кишечной микрофлорой |
| Ферментативная | • Сахаролитические (бифидо-, лактобактерии, энтерококки) бактерии расщепляют целлюлозу и гемицеллюлозу с образованием короткоцепочечных жирных кислот; • протеолитические (нормальная кишечная палочка, бактероиды, клостридии, протей) бактерии метаболизируют протеины до аммония, фенолов, меркаптопурина; • анаэробная микрофлора трансформирует пищевые волокна с образованием крайне важных для организма сахаров, аминокислот, минеральных веществ; • микрофлора кишечника участвует в деконъюгации желчных кислот |
| Синтетическая | Нормальная микрофлора обеспечивает синтез многих макро- и микронутриентов и обеспечивает значительную часть потребности организма в витаминах группы В (В1, В2, В6, В8, В12), витаминах К, С, никотиновой, фолиевой, пантотеновой, липоевой кислотах |
| Участие в регуляции абсорбционной способности | Продукты жизнедеятельности лакто-, бифидобактерий, энтерококков способствуют всасыванию кальция, железа, воды, газов, витаминов D и E. Этим во многом можно объяснить недостаточность ряда витаминов и минеральных веществ у больных с дефицитными формами дисбактериоза кишечника |
| Регуляция обмена холестерина, оксалатов | Бифидо- и лактобактерии уменьшают всасывание холестерина, переводя его в нерастворимый копростапол. Некоторые лактобактерии в анаэробных условиях участвуют в метаболизме оксалатов и приводят к снижению экскреции оксалатов с мочой |
| Участие в регенерации слизистой оболочки кишечника | • Микробиота толстой кишки положительно влияет на регенераторную состоятельность слизистой оболочки и процессы дифференцировки клеточных структур; • представители нормальной кишечной микрофлоры синтезируют «летучие» короткоцепочечные жирные кислоты, которые, являясь энергетическим субстратом окисления в цикле Кребса, оказывают благотворное влияние на трофику и клеточную регенерацию слизистой оболочки кишечника и других тканей организма |
| Детоксикационная и антиканцерогенная | Симбионты участвуют в нейтрализации экзогенных и эндогенных метаболитов (нитратов, ксенобиотиков, гистамина, мутагенных стероидов, токсичных продуктов белкового обмена: индола, скатола, фенола), предохраняя энтероциты и отдаленные органы от воздействия повреждающих факторов и канцерогенов |
| Генетическая | Микробиота является своего рода «генетическим банком», обмениваясь генетическим материалом с клетками человека путем фагоцитоза. В результате этого микробиота приобретает рецепторы и другие антигены, присущие хозяину и делающие ее «своей» для иммунной системы. Эпителиальные ткани в результате такого обмена приобретают бактериальные антигены |
| Иммуномодулирующая | Кишечная микрофлора непосредственно воздействует на неспецифическую резистентность и специфический клеточный и гуморальный иммунитет |
Развитие сопряженных расстройств в виде дисбиоза кишечника и нарушений витаминно-минерального обмена осложняется при неблагоприятных особенностях питания пациентов с простудными заболеваниями — при отсутствии поступления в организм адекватного количества витаминов и микроэлементов, что связано с такими факторами, как дефицит пищевых волокон и других пребиотических составляющих пищи, потреблении пищи, содержащей антибактериальные компоненты, несбалансированное по составу нутриентов, витаминов, микроэлементов питание, нерегулярное питание, резкая смена рациона или режима питания и многое другое.
Ситуация усугубляется тем, что развитие дисбиоза кишечника, витаминной и/или макромикроэлементной недостаточности, особенно у пациентов с ОРЗ, практически не отмечается изолированно. Следовательно, необходим комплексный подход к лечению пациентов с сочетанными изменениями микробиотического статуса, витаминного и макромикроэлементного баланса на фоне простудных заболеваний.
В настоящее время специалисту трудно остановить свой выбор на каком-то определенном препарате: у всех сходные составы (10–15 витаминов и витаминоподобных веществ, 5–15 минералов, несколько штаммов бактерий), одинаковая препаративная форма (большая таблетка). Более того, активные субстанции (чистые витамины, соли металлов) для производства мультивитаминов закупаются у одних и тех же крупнейших поставщиков. Однако качество ВМПК на самом деле определяется как сбалансированностью состава, так и эффективностью усвоения из них активных компонентов. В частности, композиция препарата должна учитывать взаимодействия компонентов в процессе производства и хранения, при усвоении в пищеварительном тракте, при реализации ими биохимической роли в организме.
Так, при производстве и хранении обычно принимают меры, препятствующие непосредственному контакту реагирующих компонентов (гранулирование, микрокапсулирование и т.п.). Тем не менее технологическими ухищрениями химические реакции не всегда удается исключить, например, 10–30% витамина В12 в таких препаратах окисляется витамином С. Ингибирование усвоения и конкуренцию в желудочно-кишечном тракте при сочетанном приеме исключить еще сложнее. Антагонизм микронутриентов во внутренней среде может проявляться очень неприятным образом, например, витамин В12 может усилить аллергические реакции, вызванные витамином В1. При оценке качества ВМПК естественно исходить из двух основных медицинских критериев: безопасность («не навреди») и эффективность («излечи или убереги»).
ПОДРОБНО: https://www.apteka.ua/article/245655



Комментариев нет:
Отправить комментарий